Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ - защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
Информационная безопасность
Документы
Детские безопасные сайты
- Детский сайт Президента России http://www.uznai-prezidenta.ru/
- http://www.gogul.tv/ - детский браузер Гогуль.
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
- Федерадьный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
- «Смешарики»: развлекательная соцсеть: игры, музыка, мультфильмы https://www.smeshariki.ru/
- Блог школьного «Всезнайки» http://www.e-parta.ru/index.php/ru/ Это ленты новостей по всем школьным предметам, виртуальные экскурсии, психологические и юридические советы по проблемам в школе и на улице, учебные видео-фильмы, обзоры лучших ресурсов Всемирной паутины.
- ВебЛандия – лучшие сайты для детей http://web-landia.ru/
- Движер – первый проДВИГающий молодежный портал http://dviger.com/
Родителям
Документы
Педагогам
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета мобильных сетей.
Методические и справочные материалы
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 211«Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»
Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО от 14 мая 2018 года N 08-1184 О направлении информации "методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети "Интернет"."
Методические рекомендации направлены на качественное повышение уровня информационной деятельности общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, в части информирования учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников об основных аспектах информационной безопасности.
В рамках методических рекомендаций рассматриваются следующие инструменты:
1. информационные стенды;
2. официальные интернет-ресурсы;
3. средства массовой информации (школьные газеты, педагогические издания и другие).
Интернет-ресурсы для педагогических работников
- Сайт "Азбука цифрового мира"( https://www.edu.yar.ru/azbuka/)
Поможет организовать увлекательное онлайн-занятие с элементами соревнования в каждом классе. - «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт.
- УРОК.РФ — педагогическое сообщество, предназначенное для работников школьного, дошкольного и дополнительного образования, а также для всех специалистов, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью.
- 1сентября.рф — известный издательский дом предлагает учителям более десятка уникальных проектов: фестиваль методических разработок, конкурсы, курсы повышения квалификации, вебинары, онлайн-выставки.
- school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- ict.edu.ru — федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
- pedsovet.org — всероссийский интернет-педсовет.
- SkySmart – онлайн-школа для детей и подростков.
- interneturok.ru — открытые уроки по всем предметам школьной программы, содержат тесты, тренажеры и конспекты.
Методические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета
- http://www.friendlyrunet.ru /- Фонд «Дружественный Рунет».
- www.apkpro.ru. — электронный курс программы «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет.
- http://ligainternet.ru/liga/about.php - лига безопасного интернета.
- https://ediniy-urok.ru/urok-bezopasnosti-v-seti-internet/ - МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЕДИНОГО УРОКА ПО БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
- https://rosuchebnik.ru/material/dni-interneta-kak-rasskazat-shkolnikam-o-bezopasnosti-v-seti/- Дни интернета: как рассказать школьникам о безопасности в сети
Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета
- http://positivecontent.ru/ "Позитивный контент" - Ежегодный конкурс интернет-проектов, вовлекающих детскую и молодежную аудиторию в активную жизнь в сети и за ее пределами
Международный проект «Holiday Card Exchange (Обмен Рождественскими открытками)»
- При помощи открыток можно объединить людей всего мира, независимо от их местоположения, менталитета, возраста, пола, расы и веры.
- По условиям проекта школы из разных стран мира объединяются в группы. И с октября по декабрь начинается интенсивная переписка в режиме on-line между учителями и учениками разных стран.
- В итоге ученики готовят поздравительные открытки для партнеров.
Дополнительные методические материалы
-
iEARN (International Educational and Resource Network), Международная образовательная и ресурсная сеть, - это общественная организация, объединяющая учителей и учеников из более чем 140 стран мира, которые работают в различных учебных и гражданских проектах, используя электронную почту и телеконференции.
Эта образовательная программа нацелена не на поддержку конкретных школьных учебных курсов, она дает своим участникам возможность самостоятельно выбирать темы и организовывать их проведение в самых разнообразных конференциях и Интернет–форумах, дает возможность принимать активное участие в мощном движении за демократические изменения в образовании, преодолевать стереотипы в применении новых телекоммуникационных технологий в учебном процессе и внеурочной Деятельности.